Павел Ляхов
Official site art-studio of Lyakhov Pavel

На пленэр на велосипеде! ПЛЕНЭР: Ромашкино, Тверская область. Руины церкви Троицы Живоначальной, 1912 г. постройки.

   


ПЛЕНЭР: Ромашкино, Тверская область. Руины церкви Троицы Живоначальной, 1912 г. постройки. Дата: 13 октября 2024 г.


Концепция

Проект "Тени Прошлого" Российского художника Павла Ляхова—творческое исследование жизни заброшенных архитектурных объектов в России и взаимодействия их с поглощающей природной средой.

В рамках проекта проводятся велоэкспедиции к заброшенным храмам, усадьбам и другим зданиям, где художник с натуры создает живописные произведения с изображениями этих объектов. Эти локации часто находятся в труднодоступных районах, что добавляет значимость самому процессу преодоления пути и позволяет художнику глубже ощутить атмосферу.

Когда здания остаются без людей, они начинают существовать самостоятельно, старея и разрушаясь, что напоминает жизненный цикл биологических объектов. Процесс создания картин проходит в два этапа: сначала художник изображает объект на холсте с помощью масляных красок, а затем соединяет краски с элементами окружающей среды касаясь ее красочным слоем картины слегка сдвигая его. В зависимости от времени года и характера ландшафта, краски по разному взаимодействуют с природными материалами, что делает итоговый результат сдвига красочного слоя уникальным и непредсказуемым.

В результате получается картина-отпечаток, которая замораживает момент жизни заброшенного здания в определенной временной и координатной точке в пространстве.

 

Видео

В связи с тем, что в разных странах в последнее время тенденция блокировки видеосервисов, публикую также ссылки на это видео на других площадках:

ВКвидео
Ютуб
Рутуб
Дзен
ТГ


История объекта

История собора Троицы Живоначальной в Троицком Ильинском монастыре в Ромашкино Кимрского района (кратко):
В начале 1908 года женская община была переименована в Ильинский Свято-Троицкий женский монастырь. Тогда же был заложен каменный соборный храм стоимостью в полмиллиона рублей — сумма огромная для того времени. 27 мая 1912 года состоялось торжество по случаю поднятия креста на центральную главу храма.

В 1920-х годах Троицкий храм оказался на колхозных землях, в период антицерковной политики советской власти это стало поводом для изъятия ценностей монастыря и его закрытия.

В 1937 году в бывший монастырь был переведён детский дом «Красная Звездочка». После нападения на страну фашистской Германии дети были эвакуированы на Урал, а в освободившихся зданиях детского дома и больницы разместился прифронтовой госпиталь. После поражения немцев под Москвой и освобождения города Калинина госпиталь был переведён в другое место, а детский дом вскоре вернулся в Ромашкино.

В настоящее время Свято-Троицкий собор не действует, находится в полуразрушенном состоянии, на бывшей монастырской территории размещается психоневрологический диспансер.



Приведу подробную справку на основе материалов книги "Свято-Троицкий Ильинский женский монастырь" выдающегося историка-краеведа тверской области Коркунова В. И. (материал взят с сайта https://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/kimrskij-rajon/845-romashkino-sobor-ilinskogo-svyato-troitskogo-monastyrya в неизмененном виде, со сносками и списком литературы):

Женская община быстро росла как по числу насельниц, так и по количеству возводимых жилых и хозяйственных строений. В связи с этим деревянный храм, вследствие своего малого размера (вмещал всего 100 богомольцев), выполнявший функции не только монастырского, но и приходского храма, к которому были приписаны крестьяне ряда окрестных деревень, требовал замены на другой, более вместительный, каменный.

Работы по воплощению этого замысла начались уже в 1901 г. с оформления документов, составления и утверждения проекта храма, его чертежей. В строительном отделении губернского правления проект и чертежи были рассмотрены и одобрены. 21 марта 1901 г. архитектор П. Виноградов принял на себя обязанность (подписку) по наблюдению за работами во время строительства храма в Свято-Троицкой женской общине: "Я, нижеподписавшийся, сим свидетельствую, что имею право производить постройки на основании выданного мне диплома из Московского художественного общества от 1886 г. февраля 25 дня за № 667. Принимаю на себя руководство по постройке каменного 3-х престольного собора во всем согласно утвержденным чертежам строительным отделением Тверского губернского правления от 1901 г. февраля 22 дня... Классный художник архитектуры Петр Алексеевич Виноградов. Жительство имею в Москве, Сретенской части, 1 участка по Б. Спасскому переулку, д. №19" [1].

Вскоре на территории женской общины началось возведение грандиозного храма. Строительство его было оценено примерно в 500 тыс. рублей - огромная сумма по тем временам.

Строительные работы продолжалось (с перерывами) долго - около 20 лет - до дня освящения храма. Этапы его возведения можно частично узнать из переписки (донесений, прошений) между Корчевским полицейским управлением (контролирующим ход строительства храма), Тверским губернским правлением и Тверской духовной консисторией.

3 ноября 1903 г. корчевской уездный исправник Докучаев сообщает в Тверское губернское правление, что в Свято-Троицкой женской общине идет возведение стен строящегося храма. В конце 1904 г. Докучаев докладывает о выведении фундамента и возведении части стен. Когда будет построен храм, он сказать не может. В настоящее время денежных средств нет. В сообщении исправника от 7 января 1907 г. говорится, что строительство храма еще не окончено.

В 1907 году, когда собор был возведен до сводов, деньги для дальнейшего строительства стали заканчиваться. Начальница обители Евстолия подала прошение архиепископу Тверскому и Кашинскому Алексию о разрешении выдать книгу для сбора пожертвований на окончание строительства храма в Тверской епархии насельницам Свято-Троицкой общины. Тверской архиерей не только дал свое благословение на это богоугодное дело, но и обратился к Московскому и Петербургскому архиереям с просьбами разрешить производить сбор пожертвований на строительство храма в Свято-Троицкой обители. Таким образом, сбор пожертвований сразу в трех епархиях оказался как никогда кстати [2].

Для помощи в проведении строительных работ, в 1909 г., на монастырской земле (пустоши), были построены кирпичный завод, три сарая и флигель для проживания рабочих и сторожей.

26 октября 1910 г. помощник корчевского исправника доносил в Тверь о том, что постройка храма еще не окончена. За строительством теперь уже наблюдает московский архитектор Михаил Черкасов.

27 мая 1912 г. на центральную главу нового храма при большом стечении народа был поднят крест, что зафиксировано на фотоснимке. 31 июля 1912 г. корчевской полицейский исправник рапортует в Тверское губернское правление о том, что каменный храм отделан, кресты поставлены. Внутри храма идут штукатурные работы [3].

Фото: Троицкий собор Ильинского монастыря Корчевского уезда Тверской губернии. Поднятие креста. 27 мая 1912 года. Фото. из архива В.И. Коркунова.


В "Справочной книге по Тверской епархии на 1915 год" о соборном храме сказано:... "В настоящее время закончена постройка 3-х престольной церкви..." [4].

8 марта 1915 г. губернский архитектор В. Назарин осмотрел новопостроенный храм, после чего составил следующий акт: "Я, нижеподписавшийся губернский архитектор В. Назарин, прибыл в Свято-Троицкий Ильинский женский монастырь Корчевского уезда Тверской губернии, производил осмотр вновь выстроенной каменной церкви в присутствии начальницы монастыря, при чем нашел следующее: в настоящее время постройка церкви закончена, все работы произведены правильно, прочно, из материалов надлежащего качества, согласно утвержденного протокола строительного отделения Тверского губернского правления от 22 февраля 1901 г. за №41. Ввиду чего препятствий на освящение церкви и совершения в ней богослужения с технической стороны не встречается". Подписали акт осмотра храма губернский архитектор В. Назарин и настоятельница Св.-Троицкого Ильинского женского монастыря игуменья Евпраксия [5]. Освящение же соборного храма состоялось только через несколько лет, вероятно, в связи с какими-то недоделками, переделками и другими сложностями.

Соборный храм Свято-Троицкого Ильинского общежительного монастыря был освящен 14 мая 1917 г. епископом Старицким Арсением, викарием Тверской епархии. Нижний теплый (отапливаемый) храм в полуподвальном помещении во имя Николая Чудотворца, свт. Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, освящен 14 октября 1918 г. местным благочинным, настоятелем Никольского храма села Пухлимо-Отрубнево (что у деревни Папино) протоиереем Николаем Алексеевым в сослужении местного духовенства в присутствии монахинь, послушниц монастыря и при большом стечении верующих [6].

Величественный соборный храм псевдорусской формы стилистически соотносится с элементами эклектики. Храм пятиглавый, все барабаны украшены декором в духе древнерусского зодчества 16-17 вв. Центральные прясла увенчаны бочкообразной формы закомарами-кокошниками с круглой нишей в центре. Ширинки, стрельчатые кокошники, килевидные наличники - все эти элементы заимствованы из архитектуры допетровской Руси. Ближе к зодчеству нового времени - рустовка первого яруса. С запада собор имеет развитой притвор-паперть, увенчанный небольшой главкой [7].

До нас дошли описи собора, составленные в 1917 (1918) и 1919 гг. Представим их в некотором обобщении и сокращении. Главный престол собора освящен во имя св. Живоначальной Троицы. Придельный храм (придел) по правую сторону - во имя Тихвинской Божией Матери, придельный - по левую сторону - во имя Иоанна Предтечи и вмч. Георгия Победоносца. На храме 5 больших глав; сам он покрыт железом. Шары (вероятно, составители описи имели в виду т.н. яблоки в нижней части креста) на главах медные, вызолоченные. Главный крест на храме из дерева, покрыт вызолоченной медью. 4 малые креста - цинковые. Внутри храм оштукатурен и отбелен. Пол во всем храме и в алтарях из терракотовых плиток. Длина храма снаружи 23, ширина 14 сажень (1 сажень - 2 м 48 см). Высота до верха карниза 70 аршин. Больших окон 39. Высота иконостаса над главным престолом 21, над боковыми приделами - 18 аршин (1 аршин - 71,12 см).

Алтарь главного придела (Живоначальной Троицы) имеет полукруглую форму, весь расписан живописью. Престол кипарисный, в металлической высеребренной одежде. На престоле серебряный вызолоченный ковчег, украшенный эмалями под стеклянным футляром. Жертвенник из простого дерева с мамврийской крышкой, на нем парчовая одежда. Запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери на выкрашенных тумбах. На горнем месте икона Воскресения Христова живописной работы.

Алтарь левого придела полукруглой формы. Стены его еще не расписаны. Престол кипарисового дерева, в металлической высеребренной одежде, на престоле серебряный, вызолоченный ковчег с украшением из эмали под стеклянным круглым футляром. Жертвенник из простого дерева. На нем парчовая одежда. Над жертвенником на стене пять икон разного размера. Запрестольный крест с запрестольным образом Божией Матери на выкрашенных тумбах. На горнем месте икона в золотой раме без стекла.

Алтарь правого придела полукруглой формы. Стены его расписаны живописью. Престол кипарисный, в металлической вызолоченной одежде. На престоле серебряный вызолоченный ковчег с украшением из эмали под стеклянным круглым футляром.

Иконостас главного придела 5-ярусный, с витыми колонками. В первом ярусе (нижнем), на Царских вратах (дверях), шесть образов: Благовещения Пресвятой Богородицы (композиция из двух образов) и четырех Евангелистов. Над Царскими вратами образ Тайной Вечери, с правой стороны от Царских врат - икона Св. Живоначальной Троицы, рядом с ней в рост - три Святителя. По левую сторону от Царских врат - Царица Небесная на троне с Богомладенцем, с ней рядом три Святителя: Николай Чудотворец, Димитрий Ростовский и Арсений Тверской в рост. Северная дверь в алтарь - с иконой Архангела Гавриила, южная дверь - с иконой Архангела Михаила. Во втором ярусе - иконы 12-ти праздников; в третьем ярусе, над Царскими вратами - Деисус, по сторонам его 12 апостолов в рост; в четвертом ярусе - иконы с изображениями пророков в рост; в пятом - иконы с изображениями святых праотцов. Над Царскими вратами икона Господа Саваофа.

Иконостас правого придела, окрашенный бирюзовой краской, с витыми колонками в 4 яруса. На Царских вратах первого яруса шесть образов: Благовещения Пресвятой Богородицы (два образа) и четырех Евангелистов. Над ними, вверху, изображение евангельского мотива "Моление о чаше Спасителя". С правой стороны от Царских врат икона Спасителя в рост, рядом икона преп. Евпраксии и икона вмч. Димитрия Солунского. По левую сторону от Царских врат - икона Тихвинской Божией Матери. Северная дверь в алтарь - с иконой архангела Рафаила. За северной дверью - икона (в рост) московских святителей: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Рядом с ней икона пророка Ильи. Второй ярус - с иконами 12-ти праздников, третий - с иконами святых. Над Царскими вратами икона Печерской Божией Матери. В четвертом ярусе - изображения святых. Над Царскими вратами в четвертом ярусе - Коронование Царицы Небесной. Иконостас левого придела идентичен правому.

Первый ярус. На Царских вратах изображения: Благовещения Пресвятой Богородицы (два образа) и четырех Евангелистов, над ними - круглая икона "Распятие Иисуса Христа". Справа от Царских врат - образ Спасителя в рост, рядом икона Иоанна Предтечи и вмч. Георгия Победоносца. По левую сторону Царских врат - образ Иверской Божией Матери. Слева дверь в алтарь с иконой первомч. архидиакона Стефана.

Во втором ярусе - иконы 12-ти праздников. В третьем ярусе - лики разных святых. Над Царскими вратами икона Софии, премудрости Божией, выше ее - образ Воскресения Христова. Оба придела иконостаса заканчиваются вызолоченными крестами без изображения Спасителя.

На солеи храма 14 бронзовых вызолоченных подсвечников большого и среднего размеров, 8 медных лампад к иконам нижнего яруса и 2 - серебряные.

У правого клироса игуменское место. К нему по лицу поставлен образ Живоначальной Троицы в выкрашенном и вызолоченном иконостасе под стеклом. Сия икона прислана с горы Афон, из Русского Пантелеймонова монастыря, с благословением на начало устройства обители. Перед иконой находится серебряно-вызолоченная лампада и посеребренный подсвечник.

Внутри собора четыре каменные колонны (столпы, поддерживающие своды). Две передние колонны с правой и левой сторон обставлены иконами разных святых в иконостасах с резьбой без позолоты. На лицевой стороне правой колонны, в большом вызолоченном иконостасе под стеклом - икона Божией Матери, именуемой "В скорбех и печалех Утешение" в серебряной, вызолоченной, с эмалью ризе с частицами св. мощей Иоанна Предтечи, Георгия Победоносца, вмч. Пантелеймона, вмч. Димитрия Солунского, св. мчч. Афонских: Евфимия, Игнатия, Акакия. Над Царицей Небесной изображены св. угодники с частицами св. мощей. Вес ризы 3 фунта 2 золотника. Сия св. икона прислана в дар монастырю с горы Афон, от Андреевского скита, где и была освящена. Перед иконой повешена сребровызолоченная, с эмалью, лампада. Внизу - в футляре под стеклом - икона Успения Божией Матери в бисеро-вышитой ризе. Эта икона прибыла из Старого Иерусалима за Патриаршею печатью. Перед иконой установлен медный вызолоченный подсвечник. Рядом, в иконостасе, помещена икона Божией Матери, именуемая "В скорбех и печалех Утешение"; по правую сторону - икона Божией Матери "Отрада" или "Утешение". Выше ее главы, на деке, врезан сучок от мамврийского дуба, на котором изображена ветхозаветная Святая Троица. Сия св. икона прислана с горы Афон в дар от настоятеля Андреевского скита архимандрита Иосифа. К ней привинчен подсвечник. С левой стороны - икона Божией Матери, именуемой "Достойно есть", с подсвечником.

У левого клироса главного придела, в выкрашенном и вызолоченном иконостасе, под стеклом, находится икона Тихвинской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе. На ней подвешен медальон, в котором хранится частица пояса Царицы Небесной. Перед иконой находятся вызолоченная лампада и посеребренный подсвечник.

У левой передней колонны, по лицу, в большом вызолоченном иконостасе, под стеклом, в рост - икона прп. Сергия Радонежского художественной работы, с частицей гроба преподобного. Венец вышит сестрами монастыря золотом, с украшением из камней. Сия икона освящена на мощах прп. Сергия Радонежского. Перед иконой - серебряная вызолоченная лампада и медный вызолоченный подсвечник. Рядом с нею икона Тихвинской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе весом 9 фунтов 83 золотника.

На солеи левого придела, у стены, в иконостасе, выкрашенном бирюзовой краской - образ Иверской Божией Матери, над которым повешена лампада. Рядом, на стене у северного выхода, в киоте под стеклом - Спаситель в темнице. Тут же, в киоте за стеклом - иконы Царицы Небесной "Скоропослушницы" и прп. Евстолии. Над образами повешены лампады. Возле окна - Голгофа с распятием Спасителя с предстоящими по бокам Божией Матерью и апостолом Иоанном Богословом. Перед распятием гробница, выкрашенная белой краской с позолотой, на которую и положена плащаница, вышитая золотом.

К западу от северного выхода, на стене, в золотом киоте под стеклом - образ Смоленской Божией Матери с лампадой. Рядом с ней, в киоте под стеклом, иконы: "Образ Нерукотворный"; мучеников Гурия, Самона и Авива; мучеников Иоанна Воина, Вонифатия, У ара, Василия; сщмч. Харалампия и Антипа. Три пары хоругвей (две из них украшены эмалью). Еще бархатная, вышитая золотом плащаница малого размера с эмалевым венцом блгв. кн. Александра Невского и прп. Сергия Радонежского весом 14 фунтов.

Евангелия. Два Евангелия в лист бархатные, в серебряном вызолоченном окладе. Евангелие в ½ листа в серебряном вызолоченном окладе. Евангелие в восьмую долю листа бархатное, в сребровызолоченном окладе. Евангелие в лист в медном окладе. Три Евангелия в ½ листа в медном окладе. Евангелие в ¼ листа в медном окладе.

Шесть серебряных, вызолоченных крестов. Два креста в медных окладах.

Паникадила. В главном приделе - серебряное, в левом - вызолоченное, с украшением из эмали.

Всего кадил 8. Из них 5 - медных и 2 - серебряных. Выносных подсвечников - 6. Из них 2 позолоченные, остальные - посеребренные. Еще 4 малых выносных подсвечника для девочек. 2 шкафа, 4 дивана... на хорах собора 4 шкафа, из которых 3 для облачений и 1 для церковных книг, 2 комода с выдвижными ящиками для подризников и воздухов. 1 катафалк для покойников. 70 полных облачений для священников и диаконов, 1 архиерейское облачение из белой парчи. Всех подризников 39, пелен - 31, покровов - 12, полотенец для аналоя - 19, полторы дюжины полотенец для алтаря. 3 бархатных ковра к престолам, 3 бархатные тропки.

Нижний теплый храм (под собором) во имя святителя Николая Чудотворца и святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца. Стены оштукатурены и отбелены. Освящен 14 октября 1918 г. местным благочинным, настоятелем Никольского храма с. Пухлимо-Отрубнево (возле д. Папино) протоиереем Николаем Алексеевым. Высота храма (придела) 5 аршин, длина 10 сажень, ширина 8 сажень (не считая алтарей). (1 аршин - 71,12 см, 1 сажень - 2,13 м). Пол бетонный.

Алтарь. Престол из простого дерева с кипарисной крышкой, с парчовой одеждой.

На престоле серебряный вызолоченный ковчег под стеклянным футляром весом 1 фунт 66 золотников (в описи антиминсы не указаны!). На горнем месте, в раме, икона "Воскресение Христово". Запрестольный крест на выкрашенной тумбе. Запрестольный образ Божией Матери. Иконостас в один ярус, голубого цвета с позолотой, с иконами живописной работы. На Царских вратах шесть икон: Благовещения Пресвятой Богородицы (два образа) и четырех Евангелистов. Сверху - икона "Тайная вечеря". С правой стороны от Царских врат икона Спасителя в рост. На южной двери, ведущей в алтарь - икона архангела Гавриила. Рядом - икона свт. Алексия, митрополита Московского. По левую сторону от Царских врат икона Божией Матери с Богомладенцем в рост. Северная дверь алтаря с иконой архангела Михаила. За дверью - иконы: Николая Чудотворца, Благовещения, кн. Александра Невского и преп. Сергия Радонежского.

На солеи нижнего храма подвешены 4 посеребренных подсвечника. На левой стороне иконостаса иконы в киотах: Казанской Божией Матери, свт. Питирима Тамбовского, свт. Феодосия, архиепископа Черниговского с частицей одежды святителя.

У левого клироса икона Тихвинской Богоматери, перед ней висит лампада. У правого клироса в иконостасе под стеклом изображение св. Алексия, митрополита Московского, рядом икона Живоначальной Троицы, 2 лампады и подсвечник. Рядом, в киоте под стеклом, иконы: Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца и прп. Сергия Радонежского; лампада. В другом киоте, тоже под стеклом, изображение Спасителя; лампада. В вызолоченном и выкрашенном иконостасе малые иконы: Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в серебряной ризе, Живоначальной Троицы; возле них 2 лампады.

Голгофа с предстоящими: Божией Матерью и Иоанном Богословом. У креста подвешена лампада. На столике в парчовой одежде поставлен ковчежец с мощами блгв. кн. Анны Кашинской и блг. Михаила Тверского; перед ними высеребренный подсвечник. В киоте под стеклом образ Державной Богоматери, новоявленной. С правой стороны от иконы - место и посох игуменьи.

Два паникадила малого размера. Правый и левый клиросы. Голгофа с предстоящими: Божией Матерью и Иоанном Богословом. Икона прп. Евпраксии и св. праведн. Анны с вышитыми на них венчиками.

По стенам нижнего храма повешены иконы небольшого размера: Успения Богоматери, Казанской Богоматери, Знамения Божией Матери, Спаса Нерукотворного, Богородицы "Споручницы грешных", "Исцеление расслабленного" в серебряной ризе, преп. Мефодия Пешношского в выкрашенной раме под стеклом. 2 пары хоругвей с медными древками. Шкаф в алтаре для церковной утвари, стол, 4 скамьи, 2 аналоя, свечной ящик, часы, висячий фонарь.

После Октябрьской революции 1917 г. монастырь из духовного ведомства перешел в ведение государства.

3 апреля 1919 г. Ильинский волостной Совет рабочих и крестьянских депутатов в лице его уполномоченных В.И. Ершова и Озерова по договору передал соборный храм при женском монастыре религиозной общине верующих из деревень Мануково, Б. и М. Аксеново, Василево, Морщихино, а также монахиням и насельницам Свято-Троицкого Ильинского монастыря вместе с богослужебными предметами и другими зданиями в бессрочное пользование по описи с рядом условий, ограничивающих деятельность монастыря. Периодически представители местной власти осуществляли проверку сохранности ценностей и богослужебных предметов. Религиозная община должна была оплачивать налоги, страховки, ремонтировать собор и т.д. В 1917-1918-м и в 1919 гг. были сделаны описи соборного храма; в начале 1930-х гг. произведена последняя его опись [8].

Дополним наше повествование рядом фрагментов описи храма, составленной в начале 1930-х годов - перед его передачей под нужды совхоза "Ромашкино".

...Церковь двусветная (окна расположены на двух уровнях); высота ее от пола до подошвы купола 20 метров; с подвалом под основной частью. На первом этаже оборудованы три алтаря, на высоте 9 метров - хоры.

В центральной части подвала два алтаря, остальные его части приспособлены под складские помещения и установку двух печей-калориферов. В подвале всего шесть малых окон, поэтому помещение полутемное.

Соборный храм каменный, пятиглавый, покрыт железом. На главном куполе медный вызолоченный крест. На других куполах кресты цинковые, на медных вызолоченных шарах. В храме три входа и выхода с двойными дверями. Под собором, в подвальном помещении, находится зимний храм...

Внутри собора четыре каменных упорных столба. У второго правого столба, под стеклом, в футляре - маленькая гробница, сверху риза, шитая серебряными нитями и бисером с разноцветными камнями. Рядом со столбом стоит переносная икона. Три металлические хоругви с художественной резьбой... Одно большое деревянное кресло под красно-коричневое дерево, обитое зеленым сукном, подножная часть обита войлоком (кресло игуменьи). У четвертого упорного столба, слева, помимо икон, три металлические хоругви с художественной резьбой и небольшими иконами.

Посреди собора подвешено большое паникадило, лампады - в два яруса. С левой стороны висит второе паникадило, поменьше, в три яруса, окрашенное в позолоту. С правой стороны небольшое паникадило белого металла, со свечами в два яруса. Около четвертого столба, под стеклом, гробница Спасителя, окрашенная в белый цвет с позолотой. На гробнице два покрывала, одно бархатное, вышитое золотом, второе вышито цветами. Небольшой аналой, на котором стоят две иконы. Одна металлическая хоругвь с малой иконой. Собор имеет 3 престола, которые отделены большим иконостасом, окрашенным розовой краской, с художественной резьбой, покрытой позолотой. На нем 113 икон в четыре и пять ярусов. Перед алтарем имеется возвышение (амвон). Три аналоя обтянуты материей; четыре деревянных аналоя простые, один - этажеркой... По всему храму расставлены большие подсвечники, обтянутые полотном (чехлами) - всего 19 штук. 11 больших подсвечников (без чехлов), 3 малых переставных. 7 деревянных диванов, 4 деревянные скамейки, 3 деревянных стола, 3 венские табуретки, 3 простые табуретки, 2 переносные лесенки....шкафы ...10 бархатных ковров, 2 простых ковра, 1 напрестольный крест слоновой кости, 3 креста металлические, позолоченные, 3 дарохранительницы, 2 серебряные ложечки для причастия, 6 металлических чаш для причастия, 9 металлических кадил, 6 просфорных тарелок, 2 походные дарохранительницы в чехлах... 15 облачений поповских, 15 облачений дьяконовских, 2 металлические хоругви с иконами, 2 полотняные хоругви, 1 бамбуковый посох.

Нижний этаж храма (полуподвал) имеет два алтаря с небольшими иконостасами. В левом иконостасе 6 икон и 7 - на дверях... Запрестольная икона на полотне в раме попорчена от сырости; образ Николая Чудотворца в серебряной ризе, один запрестольный крест, один семисвечник, иконы... Перед алтарем одно паникадило белого цвета.

В алтаре правого придела, за стеклом, 2 большие иконы, 6 икон, попорченных сыростью, 7 литых подсвечников, 2 большие металлические лампады, одно 2-ярусное паникадило, 3 металлические хоругви, иконы, 6 подсвечников. Один малый жертвенник, покрытый парчой. Кресло игуменьи красного дерева, обитое зеленым сукном с позолотой.

5 разных икон, 1 свечной ящик, 1 металлическая купальня.

Одно 2-ярусное металлическое паникадило в разобранном виде, 4 больших подсвечника желтого металла в упаковке, новых, 2 больших многосвечника с мраморной подставкой, 6 многосвечников, 14 подсвечников малых... 8 аналоев, одно мягкое кресло, 1 запрестольный деревянный крест, 3 лампады с разноцветными камнями, один футляр из-под гробницы, 2 металлических фонаря... Под описью стоят подписи представителей: Кимрского райисполкома, а также местной власти из с. Ильинского - Л. Левинсона [9]. В 1921 г. в Поволжье разразился голод. Для борьбы с ним власти прибегали к различным мерам, в том числе, к изъятию части ценностей из храмов и монастырей страны (это в меньшей степени коснулось и музеев), с тем, чтобы использовать их для закупки за рубежом продовольствия для голодающих губерний.

Подобная акция была проведена 14 мая 1922 г. в соборном храме Свято-Троицкого Ильинского женского монастыря. Во время процедуры изъятия церковных ценностей присутствовали: игуменья монастыря Евпраксия, священник Сергий Козырев, члены церковного совета. Изъятию подлежали: серебряный вызолоченный ковчег весом 6 фунтов 36 золотников, серебряный ковчег весом 5 ф. 63 з., серебряный ковчег весом 1 ф. 66 з., девять серебряных потиров, одно евангелие (вес оклада 4 ф. 60 з.), четыре серебряных креста общим весом 3 ф. 30 з., два серебряных кадила, одна серебряная лампада (вес 1 ф. 18 з.), серебряные ризы с икон прп. Сергия Радонежского и блгв. кн. Александра Невского, серебряные, риза с изображением "Исцеление расслабленного" весом 1 ф. 92 з., риза с иконы Тихвинской Божией Матери весом 9 ф. 82 з., серебряный ковчег весом 17 з. (дометрическая мера веса: 1 фунт - 409,5 грамм; 1 золотник - 4,26 грамм). Для богослужений было оставлено только самое необходимое.

С начала 1920-х годов в храме появился новый священник, Сергий Козырев. Точную дату вступления его в должность автор очерка не нашел; служил же он в нем, вероятно, до закрытия монастыря.

В 1924 г. диакон монастырского храма Иоанн Бушуев убыл в Тверь; на его место заступил диакон Знаменской церкви с. Петровского Кимрского уезда Вячеслав Архангельский [10].

24 июня 1926 г. на заседании Кимрского уисполкома было принято решение передать уездному военкомату 2-этажное здание Свято-Троицкого Ильинского монастыря.

В 1920-х годах был организован совхоз "Ромашкино", на землях которого оказался и монастырь. Местные власти старались всячески препятствовать крестьянам - прихожанам посещать богослужения в соборе монастыря. Когда не стало священника Сергея Козырева, те и вовсе прекратились [11]. Это обстоятельство дало в руки местным руководителям еще один важный козырь в пользу закрытия собора. Следует отметить, что механизм закрытия храмов осуществлялся по хорошо отлаженной стандартной схеме. Власти на низовом уровне принимали решение о закрытии того или иного храма; затем они ходатайствовали об этом в вышестоящие органы, от которых практически всегда получали положительный ответ. Не стал исключением из этого правила и Свято-Троицкий Ильинский монастырь. Проследим, как все происходило.

2 февраля 1929 г. президиум Кимрского УИКа постановил: ликвидировать Ильинский женский монастырь. Земельные угодья, постройки, сельскохозяйственных животных, инвентарь по описи передать Тверскому губсельтресту; здания церкви и кладбище — Ильинскому волисполкому. Монахинь выселить в течение месячного срока со дня приема монастыря губсельтрестом. В 1931 г. пленум Ильинского сельсовета вынес следующее решение: "Принимая во внимание, что религиозная община распалась, здание монастыря не охраняется и учитывая острую нужду совхоза в зданиях, ходатайствовать перед Кимрским райисполкомом о передаче монастыря под клуб и совхозную школу". Одновременно в Кимры было направлено заявление группы граждан д. Мануково - прихожан монастырского храма, об их отказе от церкви (полученное под явным нажимом властей). Кимрский райисполком (РИК) одобрил решение пленума Ильинского сельсовета и, в свою очередь, направил ходатайство с просьбой санкционировать закрытие монастыря в Московский областной исполком (МОИК). Все это время продолжалась неравная борьба между властями с одной стороны, и группой верующих - с другой. Первые ратовали за закрытие храма, вторые желали его отстоять. Пока продолжалась эта бумажная эпопея, включающая в себя дополнительные запросы из центра, просьбы верующих оставить им храм, местные власти, не дожидаясь официального распоряжения и сгорая от нетерпения, уже в 1931 г. отобрали у церковного старосты В.А. Белова хранящиеся у него ключи (числом 31) от монастыря и изъяли все монастырское имущество и ценности.

8 декабря 1933 г. МОИК в лице комиссии по вопросам культа постановил: Свято-Троицкий Ильинский женский монастырь закрыть.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 83609. Л. 11.
2. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 8577. Л. 1-7.
3. ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 83609. Л. 14, 15, 17, 19, 22.
4. Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. Тверь, 1914. С. 462.
5. ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 83609. Л. 36.
6. ГАТО. Ф. Р-488. Оп. 5. Д. 11. Л. 86.
7. Архитектурное описание собора сделал на основании фотографии по просьбе автора этих строк тверской ученый, автор ряда книг по истории, искусству, архитектуре России А.М. Салимов.
8. ГАТО. Ф. Р-641. Оп.1. Д. 1410. Л. 1-44; ГАТО. Ф. Р-488. Оп. 5. Д. 11.
9. Кимрский муниципальный архив (КМА). Ф. 221. Oп. 1. Д. 2. (Документы Кимрского архива до 1930-1940-х годов не так давно были отправлены на хранение в Тверской архив).
10. Коркунов В.И. Храмы Кимрского района. Кимры, 2015. С. 75.
11. Священник Владимир Рассудовский в дневнике упоминает о своем посещении иеромонаха Агафангела (в другом месте иеромонаха Рафаила) в Троицком Ильинском женском монастыре в 1929 г. (1930?) Из текста дневника не ясно, служил ли Агафангел в монастыре или он только проживал в нем некоторое время. Дневник Владимира Рассудовского опубликован в 2015 г. его внучкой Еленой Колеровой (составитель - протоиерей Алексий Шевчук).
(По материалам издания Коркунов В. И. Свято-Троицкий Ильинский женский монастырь / В. И. Коркунов. - М.: "ЛитГОСТ", 2016.)

 

Фото

GPS маршрут

Так как туристическая часть проекта имеет важное значение, прилагаю gpx трэки для прохождения маршрута на велосипеде (жд. ст. Савелово - жд. ст. Савелово). Данная экспедиция рассчитана на один день. Посмотреть и скачать трэк можно на картографическом сервисе nakarte.me, или

 

.






 

 

 
Яндекс.Метрика